Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Изготовление, настройка спортивных моделей.

Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 17:44

Пришло время рассказать, как строятся современные гонки класса F3D.
Весь прошлый сезон ушёл на создание матриц, постройку первых образцов, облёт, настройку, соревнования, в общем, пришлось проделать огромную работу, пока самолёт не полетел как надо.
Постройка матриц - это отдельная тема, и здесь про это я не буду рассказывать. Это предмет отдельного повествования. А здесь вы увидите, как в уже имеющихся матрицах построить самолёт.
К сожалению, прошедший соревновательный сезон сложился так, что имея к его началу 4 самолёта, к завершению я не имел ни одного... Так бывает в F3D, модель, несмотря на сложность и высокую цену - просто расходник. Одну модель я потерял по своей глупости, и трижды у меня было столкновение в воздухе.
Поэтому мне необходимо к следующему сезону 4 гонки. Плюс 1 делаю на заказ. Итого - 5 самолётов. Поэтому отчёт о постройке будет долгим, запасайтесь попкорном :cool: Все детали будут делаться серийно: сначала 5 стабилизаторов, затем 5 крыльев, потом 5 фюзеляжей и капотов. Информацию о постройке буду выкладывать по факту завершения того или иного этапа работ.

Итак, строим серию гоночных самолётов F3D под названием "AXIOMA".
Кратко о модели. Разработка, дизайн, техническая концепция - моя. Помощь в разработке профиля крыла - Ярослав Васильев. Помощь в создании матриц (фрезеровка ЧПУ) - Павел Шрубок.

Изображение

Изображение

Изображение

Итак, поехали!
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 30 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 17:45

Стабилизаторы я уже построил, 5 штук. А вот отчёт решил подготовить только сейчас. Поэтому начнём с крыла, а в стабилизаторах та же технология, только меньше масштаб и количество операций, и строить намного проще, чем крыло.

Весь самолёт строится полностью по композитной технологии. Сразу же скажу, что все этапы постройки, о которых я рассказываю, являются лишь моим субъективным мнением о том, как нужно строить гонки, и никоим образом не являются абсолютной истиной. Если кто-то знает, как можно строить прочнее, легче, дешевле, рациональнее и быстрее - значит, надо строить так. Важен не способ постройки, важен конечный результат: идеально ровная, крепкая и аккуратная модель, выдерживающая полётные нагрузки на скорости свыше 300 км/ч.
Конструкция крыла представляет собой сэндвич: стеклоткань/наполнитель/стеклоткань. В фюзеляже дополнительно используется карбон и кевлар.

Теперь о крыле. Наружный ламинат состоит из 2 слоёв стеклоткани 60 гр./кв. м. и 24 гр./кв. м. Общая толщина наружного ламината - 0,1 мм. Наполнитель - специальный пенопласт Airex толщиной 1,2 мм. Внутренний ламинат - 1 слой стеклоткани 35 гр./кв. м.
Крыло делается в матрице за 2 этапа: на первом этапе в наполнителе формируется горизонтальная полка лонжерона и приклеивается внутренний ламинат, а затем на втором этапе матрица окрашивается, формируется наружный ламинат, и приклеивается предварительно сделанный на первом этапе наполнитель с полкой лонжерона и внутренним ламинатом.
Можно (и даже правильней) всё сделать и за один этап, но для меня это сложно, всё нужно делать очень быстро, а спешка всегда приводит к неаккуратности. Поэтому я жертвую временем и разделил технологию на два этапа. Но это лично моё решение, так делать не обязательно.

Итак, вырезаем наполнитель для крыла. Делаем это при помощи заранее подготовленного шаблона.

Изображение

Затем по задней кромке наполнитель зашкуриваем "в лезвие", и в заготовке наполнителя выбираем заглубление, в которое ляжет горизонтальная полка лонжерона. В листе наполнителя выбирается "пенал" глубиной 0,8 мм.

Изображение

Изображение

Потом всё повторяем 20 раз: для 5 комплектов на верх и на низ крыла.

Изображение
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 30 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 17:46

Теперь будем делать лонжерон. Он представляет собой 2 горизонтальные полки из карбона, соединённые вертикальной полкой из бальзы толщиной 10 мм., расположенной волокном вертикально, и с двух сторон оклеенной стеклотканью. Получается монументальная конструкция, выдерживающая перегрузки до 50G.
Для горизонтальной полки используется угольный ровинг толщиной 1600 TEX на смоле L-285. Лонжерон не должен быть равнопрочным по всему размаху, поэтому на концах материала меньше, а в середине больше. Это задаётся трапецевидной формой пенала под лонжерон.
Нити ровинга нужно нарезать и ровно разложить на столе, чтобы не было перегибов.

Изображение

Изображение

Это всё количество угля пойдёт только на одну, в данном случае, верхнюю часть крыла. Здесь 15 метров. Таким образом, на всё крыло для гонки пойдёт 30 метров ровинга, а на 5 самолётов - соответственно, 150 м.

Далее подготавливаем матрицу. Рабочую поверхность закрываем плёнкой, чтобы не отчищать потом её от смолы. И хоть матрица намазана разделителем, и застывшая смола легко отойдёт, лучше лишний раз без надобности вообще не касаться рабочей поверхности.

Изображение

Укладываем в матрицу наполнитель.

Изображение

И насмаливаем ровинги. Дело это, честно сказать, муторное, но очень ответственное. Смолой должен быть пропитан каждый участок ровинга. Если где-то будет "сухо", то лонжерон в этом месте сломается. И в то же время ровинг может "пить" смолу, можно сказать, неограниченно, поэтому можно запросто влить лишнюю смолу и нагнать лишний вес.

Изображение
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 30 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 17:47

Затем укладываем ровинги в "пенал", и формируем горизонтальную полку лонжерона.

Изображение

Затем берём (всё заготавливается предварительно в нужном количестве) заготовку внутреннего ламината из стеклоткани. Эта заготовка вырезается по шаблону сразу вместе ("бутербродом") с перфорированной полиэтиленовой плёнкой

Изображение

И наносим смолу на стеклоткань. Перфорированная плёнка внизу, она "держит" стеклоткань и позволяет легко перенести заготовку и уложить её в матрицу.

Изображение

Укладываем левую и правую заготовки внутреннего ламината в матрицу на наполнитель, поверх уложенной полки лонжерона, "замыкая" конструкцию.

Изображение

Затем наверх укладываем выкройку из бумажного полотенца для равномерного распределения вакуума по всей площади матрицы

Изображение

Затем по периметру к плоскости матрицы приклеиваем плёнку, формируя герметичный пакет. Под плёнку дополнительно прокладываем х/б ленту для улучшения дренажа.

Изображение

Даём вакуум

Изображение

И даём нагрев. Матрица подогревается, я обычно грею при 40-42 градусах.

Изображение

И закрываем одеялом, чтобы не уходило тепло.

Изображение

Компрессор будет давать вакуум 7 часов, и затем реле времени его отключит. Нагрев по программе будет идти в течение 16 часов, с постепенным охлаждением до комнатной температуры.

Таким образом получается заготовка верхней внутренней части крыла. Их надо будет сделать 5 штук.
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 30 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 17:48

Смола полимеризовалась, матрица остыла до комнатной температуры. Раскрываем. Полиэтилен не приклеивается смолой, поэтому бумага вместе с перфорированной плёнкой легко отделяются от уже ламинированного наполнителя.

Изображение

Удаляем облой по периметру, и получаем вот такую деталь, ламинированную с одной стороны стеклотканью и с полкой лонжерона внутри.

Изображение

Вес этой детали 120 грамм. Что с этим делать дальше, вы увидите потом.

Плёнка, наклеенная на матрицу, остаётся пригодной для серийного изготовления последующих изделий.

Изображение

Да, и ещё я забыл с самого начала выложить одну важную фотографию.

Изображение

Это стена нашей моделки перед началом процесса строительства моделей к следующему сезону. Просто запомните эту картинку, так как по мере постройки моделей эта стенка по идее вся должна стать увешенной результатами работы, новыми построенными гонками.
Вообще, принято считать, что у нормальных спортсменов в началу апреля должен висеть на стенке весь комплект моделей, необходимых для полноценного соревновательного сезона. В F3D - это 4-5 моделей в состоянии "снял со стенки, заправил и полетел".
Посмотрим, получится ли воплотить в жизнь этот план...
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 30 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 17:49

Работа движется.
5 заготовок для верхней половины крыла готовы.

Изображение

Напомню, данная заготовка - это наполнитель, в который "вживлён" лонжерон, и который с одной стороны (внутренней) заламинирован стеклотканью. Это был первый этап. На втором этапе матрица окрашивается, укладывается внешний ламинат, вкладывается такая заготовка, и под вакуумом формуется уже весь "сэндвич" целиком.
Но это будет позже.
Сейчас нужно повторить все те же операции ещё 5 раз и отформовать 5 таких же заготовок для нижней половины крыла...
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 30 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 17:50

Заготовки нижних половин отформованы.

Изображение
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 30 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 17:51

Теперь наступает 2-й этап изготовления крыла - будем формовать уже полные сэндвичи верхней и нижней половин. Нужно заготовить выкройки для наружного ламината. Вообще, нет единственного верного решения, как это делать. Кто-то просто кладёт в матрицу кусок стеклоткани несколько большего размера, чем контур будущего изделия, пропитывает смолой, формует, а потом удаляет облой острой стамеской по периметру кромок. Я делаю по-другому, чтобы исключить обрезку облоя в матрице в принципе. Чтобы вообще не подходить к матрице с режущим инструментом, так как одним неосторожным движением можно легко "завалить" край дюралевой матрицы. Для этого выкройки наружного ламината делаются строго в размер. Нужно потрудиться и сделать шаблон, который полностью повторяет контур крыла, но зато потом по нему быстро нарезаются выкройки, не создающие облоя по передней кромке и не требующие подрезки в матрице. А облой по задней кромке легко обрезается уже после извлечения готового крыла из матрицы.
Итак, сначала нужно подготовить стеклоткань. Я использую 2 слоя разных тканей, чтобы получить нужную толлщину. Первый слой ткани 60 гр./кв. м. нужно обязательно располагать под углом 45 градусов относительно размаха крыла, чтобы крыло было жёстче на крутку. Просто нарезаем полосы с рулона по диагонали, и кладём на ровную поверхность. Важно разгладить все складки и морщины, ткань должна лежать абсолютно ровно.

Изображение

Затем нужно уложить на верх вторым слоем тонкую стеклоткань 24 гр./кв. м. Этот слой ориентируется волокнами вдоль размаха. Это очень тонкая ткань и с ней сложно работать, так как она расползается прямо в руках от малейшего движения. Раньше я пытался нарезать из рулона такие же полосы, но эту ткань было сложно уложить без морщин и складок. Много материала было испорчено. Потом я придумал очень простой способ: рулон ткани распиливается на катушки по ширине хорды с запасом, и тонкая ткань просто разматывается с рулона, исключая ненужную операцию ручной переноски, укладки и выравнивания. Перед выкладкой второго слоя на первую ткань нужно сбрызнуть совсем немного спрей-клея из баллончика, он "прихватит" слои между собой и выкройка не будет расползаться.

Изображение

Итак, ткань подготовлена, кладём шаблон (сделан из оргстекла 2 мм.) и вырезаем острым ножом. Нож должен быть очень острый, чтобы края не лохматились.

Изображение

Изображение

Получаем вот такую выкройку.

Изображение

Для 2-х крыльев, которые я планирую сделать из стеклоткани, таких выкроек было заготовлено 8 штук. Остальные 3 крыла я буду делать из спред-карбона, об этом расскажу позже.
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 30 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 17:52

Следующий этап - покраска матрицы. Поясню, если кто не знаком с композитными делами. Красится не изделие, а непосредственно матрица. Затем, при формовке краска соединится со смолой и полностью перейдёт на изделие. Из матрицы извлекается уже полностью готовое изделие, не требующее каких-либо окрасочных и доводочных работ. Вот почему так много времени уделяется выведению поверхности матрицы до идеального состояния: один раз нужно основательно поработать, но зато потом не нужно тратить время и силы на доводку каждого изделия.
Начнём с нижней части.
Матрицу освобождаем от защитной плёнки, удаляем деревянной палочкой с поверхности смолу, которая всё-таки кое-где подтекла. Наносим разделительный состав и располировываем его. Оставляем на ночь. Наутро матрица готова к покраске.

Изображение

Заклеиваем нерабочую поверхность.

Изображение

Низ крыла в данном случае окрашивается в один цвет. Если бы было несколько цветов, то дополнительно наклеиваются маски и выполняется поэтапная раскраска. Этот процесс вы увидите при окраске верхней половины крыла.
Замешиваем краску и красим. Краску использую автомобильную, 2-компонентную "Mipa" (Мипа). Дешёвая и вполне хорошая краска. Нанесение - окрасочным пистолетом. Никакой профессиональный инструмент как в автосервисе использовать нет необходимости. Крашу обычным китайским пистолетом за 30$. То, как ляжет краска - глянцем или с шагренью - не имеет значения, так как качество поверхности изделия задаётся качеством подготовки матрицы, а накрашенная поверхность будет внутри.

Изображение

Особенность работы с жёлтыми цветами в том, что они имеют отвратительную укрывистость, поэтому через них будет просвечиваться всё, что есть внутри крыла, сколько бы слоёв краски не нанести. Поэтому сверху закрываем слоем белой краски, которая имеет хорошую укрывистость. И сразу удаляем маскировочную бумагу.

Изображение

Оставляем сохнуть на сутки. Завтра будем формовать.
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 30 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 17:53

Краска высохла. Укладываем выкройки наружного ламината.

Изображение

Пропитываем смолой, усиливаем нагруженные места карбоном и кевларом.

Изображение

Укладываем то, что сделали раньше (наполнитель с лонжероном и внутренним ламинатом).

Изображение

Как и в прошлый раз, кладём перфорированную полиэтиленовую плёнку и поверх неё - бумажное полотенце для дренажа.

Изображение

Приклеиваем сверху по периметру плёнку, снова формируем пакет, даём вакуум и нагрев.
Изображение

Теперь будет запекаться целиком весь сэндвич.
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 117
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 30 раз.

След.

Вернуться в Постройка моделей. Современные спортивные технологии.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron