Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Изготовление, настройка спортивных моделей.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 18:04

Вклейка петли крепления элерона.
Просто закатываем полоску кевларовой ткани плотностью 60 гр./кв. м. смолой в наружный ламинат.

Изображение

Более толстый кевлар нежелателен, будет плохо гнуться элерон. Если нет кевлара, можно просто уложить полоску из синтетической ткани типа "плащёвки", вот только потом изнутри шкурить нужно очень аккуратно, эту ткань легко продрать насквозь. С кевларом это намного сложнее.
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 18:05

После сборки крыла и закрытия матрицы, как обычно поставил греть на 40 градусов.
Но термодатчик, дающий обратную связь блоку управления нагревом, вывалился из того места, где он был закреплён на матрице.
Казалось, бы мелочи...
Подвела изолента, которой он был закреплён...
В результате инфракрасный мат начал жарить на полную, и прогрел матрицу на 75 градусов.
В результате крыло, находящееся внутри, перегрелось. На эксплуатационные и прочностные характеристики перегрев не повлиял, летать будет. Но ожидаемого внешнего вида не будет: краска "спеклась", и весь рельеф спреда проявился через краску, глянца на поверхности нет.
Поэтому данное крыло себе оставлять не буду, продам по стоимости материалов, покупатель есть.
Придётся немного подкорректировать планы: буду делать сейчас не 4, а 3 самолёта.
Четвёртый сделаю как-нибудь потом, весной. Хотя была задача закончить с постройкой к марту, и убрать матрицы подальше...
Теперь начинается совершенно обычный в композитных делах процесс под названием "Начни сначала". Такова цена мелочей.
И это ещё не самая большая расплата. Дюралевая матрица такой перегрев переносит без последствий. А вот если бы матрица была композитная, то с большой вероятностью она бы погибла.
А всему причина - отошедший термодатчик. Казалось бы, пустяк, а вот как бывает.
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 18:06

Времени стало мало, работа замедлилась. Но всё по плану.
Следующее крыло.

Изображение

Изображение

Моделка понемногу меняется.

Изображение
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 04 янв 2016, 18:06

Вот и следующее крыло вышло.

Изображение

Осталось сделать ещё одно, и - за фюзеляжи.
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 14 янв 2016, 21:52

Наконец-то эпопея с крыльями закончена. Итого было сделано 6 штук: 1 на "отдачу", 1 в брак и 4 себе.
Теперь погнали фюзеляжи!
Пока последнее крыло вылёживается в матрице, начнём подготовительные работы к формовке фюзеляжа.
Фюзеляж состоит из двух изделий: собственно фюзеляжа и капота. Капот набирается простой укладкой стеклоткани в матрицу, без вакуума. 4 слоя разных тканей на общую толщину 0,5 мм. Капот нагрузки не несёт, и выполняет в основном аэродинамическую функцию. Фюзеляж - конструкция типа "сэндвич". Снаружи: 2 слоя стеклоткани 60 гр./кв. м., затем микс кевлар/карбон 160 гр./кв. м. от носа до задней кромки крыла. Внутри: 1 слой стеклоткани 60 гр./кв. м. Между ними - наполнитель Airex (пенопласт) толщиной 1,5 мм.
Как и с крылом, буду делать за 2 этапа.
На 1-м этапе формуется наполнитель с внутренней ламинирующей стеклотканью. На 2-м этапе матрицы красятся, набираются наружные ламинирующие слои и снова под вакуум вкладывается то, что сделали на первом этапе. Ну и потом склейка половин.

Матрица фюзеляжа.

Изображение

Изображение

Закрываем плёнкой для защиты рабочей поверхности.

Изображение

Достаём из заначки цельный лист Airex'а.

Изображение

И режем заготовки на вкладыши наполнителя. Точно также как и в крыле, под шаблон.

Изображение

Нарезаем заготовки стеклоткани для внутренней ламинации. Весь крой - только по диагонали, фюзеляж должен быть жёстким на крутку.

Изображение

На этом всё для первого этапа подготовлено. Завтра будем формовать.
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 16 янв 2016, 00:04

Последнее крыло из серии извлечено из матрицы. Моделка приобретает более-менее спортивный вид!

Изображение

Продолжаем работу по фюзеляжу.
Придаём изгиб заготовке из пенопласта, чтобы было проще укладывать в матрицу.

Изображение

Пропитываем смолой заготовки из стеклоткани. Выкройки уложены на перфорированную плёнку, прямо на ней пропитываются, и потом вырезаются с плёнкой вместе ножницами по линии.

Изображение

Укладываем "бутерброд" в матрицу.

Изображение

Помещаем в пакет, добавляем сверху бумажное полотенце, дренаж, закрываем пакет, даём вакуум.

Изображение

Повторяем всё то же самое для второй половины.

Изображение

Даём нагрев ~ 35 градусов, использую инфракрасную лампу.
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 16 янв 2016, 12:56

Раскрываем пакеты, удалаям облой и получаем вот такие "корочки". Наполнитель, ламинированный с внутренней стороны стеклотканью.
Следующий этап - покраска матриц.

Изображение
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 20 янв 2016, 00:27

Матрицы фюзеляжа открашены. Технология та же, что и по крылу. Только маски труднее наклеивать, так как поверхность не ровная, а выгнутая.
Начинаем с капота.
Краска на матрицах высохла (сутки).

Изображение

Закрываем матрицу.

Изображение

Вид изнутри.

Изображение

Теперь прямо на закрытую матрицу набираем корку капота. То есть данное изделие делается без вакуума. Хотя, конечно, можно и с вакуумом. Даже будет легче грамм на 5-7, так как отожмёт лишнюю смолу. Но вакуум был бы жизненно необходим, если бы форма была сложной, и был бы риск того, что ткань не придавится к ней. Но тут изгибы небольшие и плавные, ткань хорошо укладывается, да и пакет лень делать...
Ткань укладывается по половинкам (левая-правая), с перехлёстом в 15-20 мм. по центру вдоль. Цельным куском не уложить, будут морщины. Укладка волокнами по диагонали. Всего 4 слоя: 60 гр./кв.м. - 2 раза, затем 160 гр., и потом снова 1 слой 60 гр. Количество слоёв подобрано экспериментально, для получения оптимальной для данного изделия жёстскости. Меньше - будет хлипко, больше - слишком дубово и тяжело. Носовая часть усилена карбоном 93 гр./кв. м. После укладки каждого слоя лишняя ткань обрезается ножницами. Удобнее всего использовать ножницы с изогнутыми лезвиями (хирургические).

Изображение

Теперь это всё нужно поместить под лампу, чтобы подогрело градусов до 35, и оставить часа на 3-4. Потом облой нужно подрезать. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не "завалить" рабочие кромки матрицы. Крайне нежелательно это делать, когда смола уже встала и ламинат затвердел. Резать будет тяжело, и есть риск порезать и матрицу. Поэтому нужно "ловить" момент, когда смола начинает "становиться", но ещё не набрала жёсткость. Обычно это 3 с небольшим часа при температуре 30-35 градусов. Вот в таком полувязком-полужёстком состоянии ламинат обрезается очень хорошо и легко. Да, режущий инструмент должен быть очень острый! Править нужно перед каждой резкой. Я использую самодельную стамеску, сделанную из дисковой пилы.

Изображение

После обрезки.

Изображение

Вклеиваем задний шпангоут, задающий необходимую жёсткость.

Изображение

Продолжение следует.
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 21 янв 2016, 00:22

Продолжим.
Теперь на кромках капота нужно сформировать отбортовки, которые будут являться для него опорной плоскостью.

Прикручиваем к матрице формообразующие элементы, обработанные разделителем, и укладываем (заполняем угол) несколько нитей ровинга на смоле.

Изображение

После того, как смола высохла, снимаем формообразующие и получаем вот такие отбортовки, ровно под прямым углом и с острой кромкой.
Вообще, острые кромки в композитных изделиях - это показатель качества изделия и уровня профессионализма мастера. Ведь, в принципе, на полёт острота кромок не влияет... Но точность по кромкам даст идеальную линию стыка двух деталей. Вот для чего так делается.

Изображение

Потом это всё аккуратно подрежется где надо и пришкурится.

Теперь приступаем к формовке непосредственно фюзеляжа. Работа начинается с подготовки рабочего места. Все необходимые выкройки нарезаются заранее, и раскладываются на столе, чтобы любую деталь можно было взять рукой с одного движения.

Изображение

Сначала нужно сформировать зализ с фюзеляжа на стабилизатор. Всё это углубление делается монолитом. Углы промазываются жидкой кашей, контролируя чтобы было без пузырей.

Изображение

Затем в эту же кашу добавляется рубленое стекловолокно (чтобы зализ не раскололся), и всё углубление заполняется этим составом целиком. Эту фотографию не делал.
Далее кладём стеклоткань, ориентация волокон всех ламинатов фюзеляжа - только по диагонали. Иначе хвост самолёта будет болтаться на скорости, как собачий хвост.

Изображение

Укладываем и пропитываем смолой 2 слоя стеклоткани 60 гр./кв. м. При наличии стандартной ткани 48 гр. можно использовать 2 слоя такой.

Изображение

Затем кладём петлю руля направления (кевлар 60 гр./кв. м.) и этим же материалом усиливаем хвостовую балку. Это нужно, чтобы при повреждениях фюзеляж не разваливался на части, а "висел" на кевларе, как на тряпке, но оставался целой деталью, которую потом можно отремонтировать. В предыдущих моделях я в хвостовую балку кевлар не вкладывал, и потом собирал после краша отдельные куски по всему полю.

Изображение

Переход из хвостовой балки на киль усиливаем на крутку дополнительно карбоном 93 гр./кв. м.

Изображение

Ткань эта дорогая, крой под 45 градусов нерациональный, большие отходы, но это сделать нужно обязательно для жёсткости узла "киль+стабилизатор".

Далее поясню, чтобы были понятны фотографии. Крыло крепится сверху. Снизу фюзеляж переходит в зализ. Этот зализ можно сделать обычным углублением в матрице, но тогда в это углубление ткань до конца не запихать, нужно заливать кашей, и обязательно будут пузыри. Ещё одна проблема - это прокрасить это место. Из плюсов - цельная, неразъёмная матрица.
Второй вариант - сделать зализ с выходом ламината нижней части фюзеляжа, и пристыковкой отдельного элемента матрицы к плоскости зализа и под прямым углом к боковой поверхности фюзеляжа. Тогда край зализа можно получить острым, как лезвие. Это очень важные технологические понты, поэтому я делал матрицы именно в таком варианте :thumbs_up:
Итак, наносим 2 слоя стеклоткани на пристыковочный элемент матрицы, формируя опорную плоскость для крыла. По месту будущей кромки кладём кашу, она потом почти вся выйдет в облой. На выход стеклоткани из нижней части фюзеляжа кладём нитку ровинга, чтобы острая и тонкая кромка зализа не скалывалась.

Изображение

И пристыковываем элементы матрицы друг к другу, стягивая винтами. Аккуратно заполняем кашей углубление.

Изображение

Добавляем ещё пару нитей ровинга, чтобы сгладить внутренний угол, так как сверху ещё будут укладываться слои материала, и по закруглённому углу придавится без пустот и пузырей.

Изображение
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Re: Постройка гоночной радиоуправляемой модели класса F3D

Сообщение Asket » 21 янв 2016, 01:04

На переднюю часть фюзеляжа кладём выкройку из микса кевлар-карбон 165 гр./кв. м. с загибом на площадку под крыло. Такой монолит необходим, так как эта связка держит мотор и крыло.

Изображение

Место вклейки моторамы усиливаем карбоном 160 гр./кв. м. Эти все усиления важны и необходимы, иначе гонка рассыпется после десятка полётов.

Изображение

И, наконец, вкладываем предварительно отформованный вкладыш из наполнителя и внутреннего ламината.

Изображение

Пакет, дренаж, вакуум...

Изображение

Это лишь половина фюзеляжа. Процесс, как видите, трудоёмкий...
Всё о гонках на радиосамолётах. Помощь, информация, совместные полёты.
+375296560617.
Asket
Понимающий
 
Андрей
Желанов
Сообщения: 124
Зарегистрирован: 04 янв 2016, 17:39
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 31 раз.

Пред.След.

Вернуться в Постройка моделей. Современные спортивные технологии.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron